ЗОЛОТЫЕ ОСТРОВА АЛЕКСАНДРА САМСОНОВА…

Недавно вышло второе издание сборника «Песни на стихи авторов малочисленных народов Севера» из репертуара заслуженного артиста РФ и народного артиста РС(Я) А. П.Самсонова. Осуществили проект составители и ответственные за выпуск директор Музея музыки и фольклора народов Якутии М. И. Корнилова и сотрудник музея Л.К. Помогаева, над музыкальной редакцией сборника работала музыковед М. И. Шамаева. Сборник предлагает содержание первого издания 1994 г., это те же 32 песни, в том числе 11 юкагирских, одна чукотская и долганская, 11 эвенских и 8 эвенкийских песен. Но на этот раз использована ныне популярная технология QR-кода, дающая возможность тут же послушать один куплет той, или иной песни в исполнении А. П. Самсонова и посмотреть видеозаписи. Радует глаз и колоритный, красочный дизайн твёрдой обложки, а также изящные заставки М. В. Соломоновой. К печати в г. Новосибирске сборник подготовило издательство Якутского литературного музея им. П. А. Ойунского.

А в июльские дни М. И. Шамаева организовала и провела презентацию этого прекрасного издания в Санкт-Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства. Это событие заслуженно вызвало интерес петербуржцев и наших земляков, поддержало его и Постоянное Представительство РС (Я) в г. Санкт-Петербурге.

Александр Парфеньевич вплотную подошёл к песенному творчеству северных народов по просьбе известного юкагирского писателя и народного художника РС (Я) Николая Курилова в 1988 г. «Нас, юкагиров, осталось в мире 1112 человек. Культура древняя, но малознакомая широкой аудитории. К тому же, нам труднее пропагандировать хотя бы мобильную песенную культуру: нет человека, который мог бы на профессиональном уровне преподнести её слушателям не только республики, но и всего Союза (тогда СССР). В таком же бедственном положении находятся эвены и эвенки Якутии…».

Слова, шедшие из глубины души, искренне взволновали Самсонова и не могли остаться безответными. Певец с головой ушёл в новую интересную тему, которая со временем выкристаллизовалась в ещё одну грань его большого и разностороннего творчества. Очень кропотливо занимался поиском, сбором, музыкальной обработкой имеющихся песен и созданием новых. Скрупулёзно, вдумчиво вникал в тексты и потому ему удалось передать живой дух того или иного народа. Конечно, добивался в языковом разнообразии материала аутентичного произношения с помощью своих сотворцов - поэтов, авторов текстов и мелодий, филологов, учёных – носителей языков.

Неустанный пятилетний труд вылился в первый благотворительный концерт в Фонд АСН Севера Якутии под поэтичным и многозначным названием «Крик белого журавля». Он состоялся 21 октября 1990 г.с участием Ансамбля танца Якутии под руководством Г. Баишева и поэтов, представителей малочисленных народов Н. Курилова, Г. Курилова-Улуро Адо, В. Белолюбской, А. Кымытваль.А свою сольную программу «Крик белого журавля» Самсонов спел на сцене родного оперного театра в сопровождении симфонического оркестра п/у дирижёра ГТОиБ В. Тупикова. Выступление певца, посвящённое предстоящему Международному году коренных народов Севера, имело невероятный успех зрителей и общественности города. В том же 1992 г. Самсонов записал в Москве 18 песен в фонд российского радио в сопровождении большого концертного оркестра Гостелерадиокомпании «Останкино» п/у В. Небольсина. А в 1993 г. АО «Русский диск» выпустило пластинку-гигант «Песни народов Севера в Якутии», в 1996 г. в Сербии на компакт-диск записаны 24 песни на пяти языках народов Севера Якутии.

Новые мелодии, своеобразие мировоззрения человека природы, образов, наконец, языковое разнообразие северной тематики увлекли, покорили и заворожили ведущего мастера оперной сцены. Накопленный певцом репертуар, имевший огромный успех и востребованность на его многочисленных выступлениях, привёл к желанию собрать воедино весь материал.Тогда, в 1994 г. Александр Парфеньевич сам составил этот первый уникальный сборник и не только. Певцу пришлось самому искать и доставлять на своих плечах до типографии Аэрогеодезического предприятия, пошедшего навстречу его энтузиазму, дефицитные в те годы даже простенькую серую бумагу и коленкор, познать проблемы печатного дела того периода. Доставшийся с таким невероятным усилием и благодаря упорству Самсонова, первый профессиональный сборник признан исторической вехой в культуре северных народов, таковым остаётся и сегодня.

На презентации этого большого события в 1994 г. Николай Курилов, кстати, он первый и подал идею издания песен и оформил обложку первого сборника, скажет: «Самсонов поднял песни малочисленных народов Якутии на высоту русских и якутских песен и слагаемые его таланта -это умение понять содержание текста, вникнуть, сопереживать и донести до слушателя боль и радость наших песен». «Настоящий эвенк! - воскликнет кандидат филологических наук, эвенкийка Анна Мыреева о Самсонове. Многие наши молодые эвенки не знают родного языка, но услышав эти песни, я уверена, что у них в душе затеплится и отзовётся». Что может быть выше вот такой безыскусной оценки!

Сам Александр Парфеньевич признаётся: «Все эти песни прошли через моё сердце, через мою душу, я влюбился в культуру малочисленных северных народов и считаю, что у неё большое будущее».

Всем известно, что Александр Парфеньевич первым из якутских оперных мастеров ощутил уникальность музыкальной культуры коренных народов Севера. Не только вывел её на большую профессиональную сцену, кстати, песни звучат на 5 языках оригиналов, но и многое свершил для её обогащения и развития на современном этапе. И всё благодаря своей самоотверженной преданности призванию, конечно, неисчерпаемости большого таланта, проникновенному благородному голосу, тонкой художественной интуиции и взыскательному вкусу. Именно на Самсонова выпала эта миссия и в силу его притягательной человеческой личности, интеллегентности, что отмечено всеми, кому довелось работать с певцом над первым изданием.Сборник 1994 г., действительно, заметно расширил исполнительскую географию песен и способствовал их пропаганде, популяризации.

По прошествии почти 30 лет, естественно, второе издание выигрышно отличается по качеству от более скромного первого. Как драгоценную лаковую шкатулку открываешь красочную обложку со сполохами северного сияния и портретом певца. И песни погружают тебя в удивительный мир, в котором человек и природа составляют одно целое и цельное, мир, в котором «На ветер опереться можно и, постояв, передохнуть, … в тундре поискать слова, послушать, как под снегом дышат мхов золотые острова…» (Голос тундры).

Именно во втором издании бросается в глаза, что над созданием песен работал цвет творческой интеллигенции коренных северных народов, может быть и потому, что многих уже нет среди нас… Какие знаковые личности и ключевые для культуры республики имена!И сплотил их в те годы, став центром притяжения, деятельный талант Александра Самсонова. Среди авторов поэтичных текстов и своеобразных мелодий выдающаяся плеяда юкагирского рода Куриловых, поэты и лидеры эвенского народа братья Кривошапкины, поэты В. Лебедев, В. Кейметинов (Баргачан) и другие.

Интересен и эвенкийский раздел сборника, здесь внимание привлекает народная песня, записанная из уст 106-летней шаманки Марии Кульбертиновой из с. Иенгра «Букочар», повествующая об исчезнувшем старинном эвенкийский роде букочар. Внесли свой вклад известные поэт Н. Калитин, учёный А. Мыреева, Н. Докалова, Н. Биланин.

С энтузиазмом работали над песнями будущего сборника профессиональные композиторы Г. Комраков, Н. Берестов, В. Кац, Е. Неустроев, В. Ксенофонтов. Талантливая авторская музыка композиторов, как и обработанные ими народные мелодии обеспечили сборнику и заложили на будущее безграничный потенциал. Песни малочисленных народов Севера для голоса в сопровождении фортепиано могут звучать в любом уголке мира и для любой аудитории самых разных возрастов, так как тематическое и жанровое разнообразие сборника предоставляет довольно широкий выбор. Кстати, партию фортепиано в записях QR-кода исполняет концертмейстер Е. Попова.

Каждая песня сквозь конкретный визуальный пласт образов, явлений ли природы, или человеческих чувств очень тонко и ненавязчиво даёт возможность уловить истинный и глубокий смысл самых простых слов, подталкивая слушателя к размышлению. И в этом заслуга не только самих авторов, но и перевода на русский язык. Чувствуется высококачественная работа двуязычных или профессиональных переводчиков, некоторые песни имеют подстрочник, а иные - вольные переводы - всё, несомненно, расширяет горизонты песен для понимания иноязычных слушателей. Творческая энергетика каждого создателя песни и, прежде всего, Александра Самсонова, создала и широкую панораму арктической жизни, и жизни человеческого духа в борьбе и одновременно в гармонии с суровой, порой беспощадной природой. А своим талантливым исполнением певец вскрывает скрытые тонкие смыслы, эмоциональные струны в восприятии человеком текущего времени, в размышлениях о судьбе родного народа, как в задумчивой песне «Лабунмэдэну». Восторженная радость стремительного бега по белоснежным просторам тундры выражена певцом в ритмах аллегро другой юкагирской песни «Пусть летят олени», игриво и весело звучит эвенская песня «Вспоминая игры детства».

Александра Парфеньевич не прошёл мимо такого символа жизни для человека Севера, как костёр, ему посвящена напевная песня «Гулун тоган» (Огонь костра). Сердцевину всего контекста сборника, на мой взгляд, составляют «Анадырские цветы»: «От долгих и снежных арктических зим Промёрзла земля и вовек не оттает. Но каждой весною ковром голубым Всю тундру цветы покрывают. Они огоньками горят на камнях И в топях болотных растут неуёмноВ конверт положу я арктический мак, Взгляни, подивись его силе! Мы были б счастливее, если бы так Отцовской земле бескорыстно служили…».

Думается, такие строки глубоко созвучны жизненному, да и творческому кредо самого Самсонова – гражданина, певца, человека. Он, действительно, посвятил свою жизнь служению искусству, служению людям своей бескрайней родины, в которой мелодии и голоса тундры, её радость и боль занимают особое место в сердце…

Тундра, как шаманка, всегда волнует меня, всегда тянет меня к себе и не даёт покоя. И поэтому я всегда стремлюсь к ней…» - Это сокровенное признание Александра Парфеньевича в любви к Северу, к её людям, прозвучало ещё в прошедшем столетии, и оно поныне в его душе. «Дикая метель, которая сшибает и валит людей – зимой; неопускаемое солнце и полярные цветы - весной, когда ещё нет комаров, а в воздухе благоухание нежных цветов и запахов - наступают белые ночи, солнце стоит над тундрой… А люди! Северяне открытые, неиспорченные цивилизацией, крепкие и выносливые, улыбчивые и гостеприимные талантливые люди… И вот наступает трогательное прощание, оленеводы и стар, и млад, собравшись в кучку, машут нам руками, провожая наш вертолёт. Наступает у меня лично ощущение какой-то тревоги за этих людей, почему-то сжимается сердце. Они остаются один на один с природой, со стихией. Но всё равно тундра каким-то своим неведомым притяжением обязательно заставляет появиться тебе опять… Со своей стороны всегда буду прославлять Вас – людей тундры!»…

Сказано – сделано! Александр Парфеньевич в течение многих десятилетий неотделим от разнообразных культурных проектов, программ, съездов, научных симпозиумов, конкурсов, фестивалей республиканских, российских и международных уровней, конечно, и Куриловских чтений, благотворительных акций и так далее - всего того, что связано с жизнью коренных народов Севера.

Его мягкий, благородный баритон, проникая в сердца слушателей Чокурдаха ли, Якутска ли, или Колонного зала Москвы, говорит о народах, преданных тундре, заветам кочевой жизни предков, о ни с чем несравнимой красоте арктической природы и о насущных проблемах выживания малочисленных народов в условиях современной эволюции и глобализации мирового процесса.Эти песни являются, поистине, золотыми островами песенного творчества А. П. Самсонова и песенного искусства нашей многонациональной страны. Они и сейчас доступны благодаря замечательному второму изданию уникального сборника любым исполнителям, преподавателям, учащимся, студентам музыкальных учреждений и любителям вокального искусства.

Заслуженный деятель искусств РС (Я),

лауреат приза «Душа танца» журнала «Балет»

в номинации «Пресс-лидер» Лира Габышева

01.09.2022 года